Так уж мы устроены, что накануне нового года жить не можем без прогнозов. К гадалкам и гороскопам обращаться не будем, а вот узнать, как строить работу с сайтами в 2018, не помешает.
Как делать контент, чтобы не попасть под фильтры? Правда ли,что ключи для ТЗ больше не имеют значения? Какие ниши выбирать? Мы спросили Романа Пузата о трендах и лайфхаках в информационных сайтах в 2018 году.
Первый вопрос — и сразу о нишах. Что изменится в плане поиска ниш в следующем году?
Роман Пузат: В 2016-2017 году однозначным трендом была медицина, медицинские сайты. Уже в этом потоке марафонов я намного меньше одобрял медицинские ниши, потому что понимаю, что будет не так просто. На мой взгляд, сейчас приходит время неочевидных ниш. Это ниши, в которых на первый взгляд кажется, что можно заработать в лучшем случае 20-30 копеек на уника, но при этом будет низкая конкуренция и много трафика. В таких темах можно будет сделать сопоставимый доход и достаточно быстро.
Например, тема неопознанное. Казалось бы, как такое монетизировать? Что будет в контексте крутится, если сайт про НЛО? Но во всех неочевидных нишах посетителям крутится реклама по их интересам. Если человек до этого искал септики, ему будет показываться реклама септиков. Наша задача — брать неочевидную нишу, где есть трафик, а эта аудитория конвертится на контексте. 20-30 копеек можно набрать всегда. Есть примеры, как в таких темах за 6 месяцев люди выходят на 5 тыс. уников. 5 000 уников по 20 копеек это 1000 руб. в день и 30 000 руб. в месяц.
В этих темах реально что-то сделать без сверхбюджета, так как статьи можно писать самостоятельно, и трафик будет идти.
На осеннем потоке Марафона Начало в этом году люди иногда не понимали, почему я одобряю такие ниши. Говорят: «Я в шутку написал, а вы одобрили». Но я вижу, что в нише есть охват и есть, что написать. И если понимаю, что эту аудиторию можно зацепить, то надо делать.
На мой взгляд, сейчас приходит время неочевидных ниш.
В 2017 году в кейсах марафонцев все время говорилось о больших проектах, то есть о сайтах с оригинальной задумкой, сервисами и т.д. Этот тренд останется в следующем году? Всем уходить в большие проекты?
Роман: Вебмастерам действительно откликается идея больших проектов. Увеличивается количество фильтров, и многие вебмастера со статейниками находятся в состоянии борьбы, потому что ищут грань, где, с одной стороны, — не нужно вкладывать много денег, с другой — хочется избежать санкций от фильтров. А когда занимаешься серьезным порталом, основная идея в том, чтобы перейти от фильтров совсем в другую плоскость. Например, наш сайт «Жажда Бизнеса» ни разу не попадал под фильтры, тот же Баден-Баден. Это другой уровень.
Но такой сайт я рекомендую делать только тем, кто уже нормально зарабатывает на сайтах. Если делать все самому, то это скорее всего будет долгострой, и качество не будет таким крутым. Рекомендую Золотым Марафонцам и всем остальным начинать такие проекты, если вышли на комфортный для вас уровень заработка.
Хорошо, а если в 2018 году запускать не портал, а обычный проект, как делать контент с оглядкой на фильтры?
Роман: Тут я бы выделил именно фильтры Яндекса, то есть Баден -Баден и Малополезный контент. Малополезный Контент — это про то, что нельзя использовать полумеры, а с самого начала делать хорошо. То есть не делать тему-заглушку, а устанавливать нормальную тему. Выкладывать статьи сразу с оформлением. Не должно быть состояния «потом доделаю». Если выкладываете на сайт — это уже готовый продукт.
Нужно еще сказать по поводу регулярности. Кто-то занимается сайтом, только когда что-то случится. А в большинстве сайты в таком состоянии, что как его создали 5 лет назад, так он и существует. Ничего не обновляется, не меняется. Дай бог, если комментарии модерируются.
Такое время уходит, сайтом нужно заниматься регулярно. Но это не значит, что нужно, образно говоря, у прилавка стоять как продавец каждый день, нет. Нужно выделить время на обновление статей, минимальную модерацию комментариев, постепенно добавлять функционал.
Если говорить про Баден-Баден, то здесь однозначно нужно переходить на более сложные ТЗ, которые сразу заточены на высокий уровень уникальности контента. То есть нужно работать с ключевыми словами, смотреть, чтобы ключи можно было органично вписать. Сейчас в ключевых словах принцип лучше меньше, да лучше. Много однообразных ключей не нужно, тренд именно в сторону более богатых ТЗ. Если говорить об авторах, такие ТЗ отсеивают новичков и неопытных авторов, их берут авторы средней руки. Плюс сейчас обязательно нужно делать корректорскую проверку, вычитывать тексты.
Говорят, ключи больше не нужны. Нужен качественный контент, и все.
Роман: Многие не верят, что нужно какие-то ключи подбирать, говорят, «мы просто делаем контент», не понимая, что контент, который они делают, декомпозируется: количество слов, плотность этих слов и т.д. Пока поисковые машины используют математические модели, они не воспринимают так: о, это хороший тайтл, а это хороший контент.
Еще говорят, что все упирается в поведенческие факторы, что сейчас они решают всё. Не знаю, наша практика не подтверждает эту гипотезу: мы взяли несколько сайтов, работали только над поведенческими факторами, улучшили их в 2-3 раза, но ничего не изменилось.
Но ведь очень заманчиво думать: Яндекс сказал вот так, значит это истина, зачем выдумывать что-то еще?
Роман: Когда появляется сложность или неопределенность в рынке, для людей это идеальные условия, чтобы пойти по пути наименьшего сопротивления. Мало кто спешит разобраться в причинах, углубиться в процесс. Они не пытаются решить задачу, а принимают правила игры.
У человека есть область знаний. Он знает, например, что если впишет одно ключевое слово в тайтле, у него будет все хорошо. Но общая область знаний шире. Есть проект Пузат.ру, у которого есть понимание, что ключ надо вставлять так, так и так.
Когда выходит фильтр, он разрушат это понимание, люди думают: правильно, не надо ничего придумывать, надо просто делать «хороший сайт». И сужают свои возможности. Делают в их понимании качественный текст. В их понимании качественный дизайн. И получают сайт-хомяк, который радует, но это не бизнес.
Если мы говорим о бизнесе, то говорим об эффективности. Шаг отказаться от ключей эффективен или нет?
Проще всего покорно сказать: да, нужно просто делать хорошо, и через много-много лет у меня будет бизнес… Это самый простой путь и самый слабый.
Я же начинаю проверять: а если сделать так? Или так? Я заново выстраиваю мир, который до этого разрушил очередной фильтр .
Кажется, выстраивать заново каждый раз — это напрасный труд, но это не так. Смотрите: если я сделаю все заново и масштабирую, то я за 1-2 года сделаю столько, сколько один человек сделает за 50 лет.
Это как в оффлайне. Вышел один новый закон — и все, все сразу закрываются и говорят, все бизнесом в России заниматься невозможно. Скукоживаются и живут в своем маленьком мирке. Хотя ограничивают сами себя.
Многие вебмастера, которые у нас учились несколько лет, начинают «шататься», хотя много лет были в нашем сообществе. Я могу открыто сказать: сейчас *опа, и очевидного решения я пока не вижу. Когда будет — скажу. И люди думают, что раз я не даю им ответа в моменте, значит им надо идти туда, где с умным видом дают «пилюлю» и говорят: «перестаньте гнаться… правильная модель — это 78 лет по полпроцента… и в итоге у твоего седьмого внука будет 7 миллионов….». Мы за быстрое развитие. Если нерешительно и осторожно, то зачем себя ограничивать теми же сайтами?
В 2018 году офферы по-прежнему будут главным трендом монетизации?
Роман: Рынок офферов переживает волну затухания. Этот рынок, с одной стороны, имеет место быть, как например ТВ-шопы, с другой, на этом рынке есть много игроков, которые делают шлак: частники, неизвестные партнерки, которые предлагают, грубо говоря, воду с сахаром и выжигают рынок. Многие арбитражники сейчас переключаются на Европу, Азию. Это связано с тем, что люди еще не пробовали такие продукты и там высокий спрос. А в России люди уже устали от такого. Поэтому офферы сейчас уже не прорывной способ заработка, как было в 2016. Останутся только сильные игроки, чьим товарам действительно доверяют.
Рынок прямых рекламодателей тоже не самый простой, например, небольшие компании — частный бизнес, которые готовы платить за баннер или всплывашку на вашем сайте. Это хороший вариант, если у вас один сайт. Но если у вас 20 сайтов еще и в разных тематиках, то такая модель плохо масштабируется.
Многие в таком случае идут в рекламные агентства — сетки, но на мой взгляд это рынок продажи воздуха. Между рекламодателем и вебмастером выстраивается цепочка. Есть посредник, менеджер, сеть, и только в конце рекламодатель. Учтите еще комиссии, скидки, партнеры. И можно рассчитывать на 20% от заявленной CPM.
Какие цели на 2018 год ставит вебмастер Роман Пузат?
Роман: В этом году с появлением Бадена у меня заново проявился интерес к сайтам . Когда все понятно, становится скучно. А здесь появилось что-то непонятное и снова стало интересно. 2017 год прошел под таким лозунгом поиска новой модели сайтов. Думаю, посвящу этому и 2018 год
Что мне хочется найти? Ответ на вопрос: как перестроиться, чтобы при наименьших усилиях получать наибольшие результаты? Для этого нужно подобрать ключик.