Путь сбора семантики для сайта полон коварных ловушек, которые поджидают вебмастера на каждом этапе составления ядра. Эти ловушки могут стоить вам многих часов кропотливой работы, в худшем случае ядро придётся собирать заново.
Рассказываем, где расставлены «капканы» семантики, чтобы вы смогли избежать неприятных ошибок и быстрее окупили затраты на свой сайт.
Капкан 1. Чем больше баз, тем лучше
Это одно из самых вредных заблуждений в процессе создания семантического ядра. Большое количество баз приводит к колоссальному количеству мусора. Вы можете потратить 90% времени, чтобы выдернуть 5% ключевых слов. Это нерациональная трата времени. Нет смысла использовать все базы в рунете, лучше выбрать несколько эффективных и обращаться только к ним.
Капкан 2. Сбор групп под статьи
Например, вебмастер решил написать статью про артрит, и собирает запросы под конкретный материал: лечение артрита, симптомы артрита и другие. При таком подходе практически невозможно собрать полную семантику. Могут быть смежные запросы, могут быть неочевидные запросы, запросы-синонимы и т.д., которые вряд ли можно зацепить на такой быстрой итерации.
Рано или поздно возникнет пересечение запросов с другими статьями, запросы будут повторятся и вы запутаетесь, так как не будете знать, пойдёт этот запрос на одну статью или другую. В конечном итоге это приведёт к перерасходу средств.
На первый взгляд кажется, что собирать запросы под конкретную статью быстрее. Но на перспективу этот способ уступает подходу, когда вы углубляетесь в тему и делаете сразу полную семантику.
Капкан 3. Досбор (расширение) семантики
Досбор — отличная вещь, но всегда приводит к тому, что вам попадутся запросы, которые вы уже использовали. Вам надо будет вычленить их и произвести разгруппировку оставшихся запросов. Это очень сложный процесс, и можно легко запутаться. Поэтому такие досборы рекомендуются только тогда, когда вы расширяетесь в соседние темы. Например, на женском сайте общей тематики вы уже писали про красоту и решили добавить статьи про здоровье или о детях. Это будет прекрасный вариант. Вы получите полноценный новый кластер, который можно дособирать и дополнить им сайт.
Но если вы хотите дополнить узкую тему, то получите совершенно небольшое расширение семантики, и при этом попадёте в сложный процесс накладывания новой семантики на старую. Поэтому для большинства проектов развитие лежит не в плоскости досбора и расширения семантики, а в наращивании дополнительного функционала, который будет полезен для посетителя.
Капкан 4. Работа с семантикой в отрыве от окупаемости текстов
Когда вы получаете огромное ядро с большим количество групп, это отлично. Но если вы будете выписывать группы, которые имеют суммарную низкую частоту и высокую конкуренцию, то эти статьи будут окупаться 5-10 лет. Сайты же позволяют окупиться гораздо быстрее. Чтобы не попасть в эту ловушку, нужно использовать простую математику и всегда рассчитывать окупаемость текстов.
Есть цена клика, частотность и конкуренция. Мы можем посчитать, какой трафик получим при данной частотности. Если статья будет находиться в топовых позициях — то это 30%. Если частотка группы 100, то получаем около 30 переходов. В большинстве случаев, если статья будет в топе, то вы получите чуть больше переходов, но при пессимистичном прогнозе можно ориентироваться на 30.
При цене клика на уровне 3 руб. максимальное количество кликов, которое вы можете получить, даже если сильно завесите сайт рекламными блоками, — 10%. При аккуратном размещении рекламы число кликов будет около 5%.
Считаем: 5% от 30 человек — это 1,5 посетителя. Умножаем на 3, это 4,5 рубля. Статью размером, например, в 6 000 символов автор напишет за 30 руб./1000 знаков. В этом случае окупаемость материала — 40 месяцев (30 руб.*6 тыс.знаков/4,5 руб.=40), что составляет более 3 лет.
Поэтому работайте с теми группами, которые имеют суммарную частотку как минимум 100. А если есть ограничения по бюджету — 300 и более.