Асессор Яндекса — удаленный сотрудник, который вручную оценивает релевантность и качество страниц и веб-сайтов. На основе выставленных оценок происходит обучение искусственного интеллекта поисковика.
Асессор проверяет насколько точно страницы сайтов отвечают поисковым запросам. Например, если пользователь вбивает в поисковую строку: «слушать + название песни», то в выдаче должны быть страницы, на которых можно было бы послушать эту композицию, а не биография исполнителя. Машина, оценивая ответы асессора, делает выводы о том, чем отвечать на подобные запросы пользователей.
Как асессоры оценивают сайты
Одна из основных задач асессоров — оценка сайтов. При этом анализируется, как их качество, так и методы продвижения. Например, не злоупотребляет ли владелец сайта переспамом ключевых слов или какими-то другими запрещенными способами, чтобы занять высокие позиции.
Асессоры оценивают две выдачи — мобильную и десктоп. Их критерии оценки постоянно меняются и усложняются. В день специалист обрабатывает сотни ответов поисковой системы, основываясь на готовых инструкциях, и выставляет одну из оценок:
- Ошибка 404 — страница не существует, поэтому не может принимать участие в поиске.
- Обнаружен вирус — «зараженный» сайт исключается из поисковой выдачи, так как угрожает безопасности пользователей.
- Спам—сайты, прибегающие к запрещенным методам продвижения.
- Нерелевантные — страница не содержит полной информации, которая бы удовлетворила запрос пользователя.
- Релевантные «+» — под эту оценку попадает множество сайтов, которые отвечают запросу, но отличаются по объему информации, удобству использования и другим показателям. Здесь нужно выбрать положение документов относительно друг другу.
- Витальные «-» — профили в соц.сетях или сайты официальной категории. Их контент неинформативный и неактуальный.
- Подвитальные — содержат официальные профили в разных соц.сетях.
- Витальные — официальные источники информации, содержащие точные сведения по поисковому запросу. Если пользователям нужен официальный сайт, то он получает приоритет в поисковой выдаче.
Бытует миф, что оценки асессоров можно купить. На самом деле, вы никак не сможете повлиять на всех асессоров одновременно, чтобы они выставили желанные для вас оценки. К тому же они не управляют алгоритмом поисковой системы, а только обучают его.
Принцип работы примерно следующий: сотни асессоров получают одинаковую задачу и выставляют оценки на основе инструкции. Если отмечается высокий процент совпадения их ответов, значит, оценка считается правильной. В противном случае, сайт отправляется на повторную проверку или к опытным сотрудникам, работающим в этой сфере много лет.
Что не понравится асессорам на сайте
Чтобы понять, какую оценку вы получите от асессоров, нужно представить себя на месте посетителей и подумать, чего лучше избегать. Например, можно с уверенностью сказать, что асессорам не понравится следующее:
1. Огромное количество рекламы
Она может быть назойливой или перекрывать контент, мешая посетителям воспринимать информацию. На коммерческих сайтах реклама и вовсе считается неприемлемой, так как поисковая система не понимает, зачем рекламировать чьи-то услуги или товары, если можно предоставлять свои.
2. Переспам ключевых слов в текстах
Если читабельность текстов страдает от чрезмерного вхождения ключевых слов, то асессоры обязательно это заметят и выставят плохую оценку. Оптимизируя тексты, не забывайте об их семантическом анализе. В этом поможет инструмент от «Адвего». Рекомендуемые показатели:
- вода — 40-60%;
- классическая тошнотность — 4-5%;
- академическая — 6-9%;
- частота по слову — до 3%.
Также проверяйте контент на уникальность. Скопированные тексты плохо ранжируются в поиске и могут стать причиной пессимизации сайта.
3. Неактуальная информация
Если асессор обнаружит, что у вас размещена устаревшая информация, то не ждите высоких оценок. Поддерживайте актуальность тех запросов, которые этого требуют. Ведь контента, который быстро устаревает полно, и если вы рассчитываете на продолжительный эффект, нужно периодически его «освежать».
4. Ошибки в текстах
Тексты должны быть уникальными, читабельными, красиво оформленными, а также не содержать грамматических и орфографических ошибок.
5. «Бедный» каталог товаров
Если по запросу будет недостаточный выбор товаров или услуг по сравнению с другими интернет-магазинами в нише, то вы не сможете с ними конкурировать. Асессор никогда не даст высокую оценку, и вы уступите свое место в поисковой выдаче.
6. Плохой внешний вид сайта и «юзабилити»
На ресурсе может быть устаревший или неудобный дизайн, который раздражает пользователей. Вывести такой проблемный проект в ТОП будет крайне сложной задачей, так как своими оценками асессоры будут его постоянно понижать в поисковой выдаче.
7. «Черное» SEO
Прибегая к запрещенным методам оптимизации (клоакинг, дорвеи, сателлиты, скрытый текст, спам и тому подобное), вас вычислит либо робот во время сканирования страниц, либо человек.
Работа асессором в Яндексе
Чтобы подать заявку на работу асессором, необходимо посетить сайт Яндекс и открыть раздел «Вакансии»:
Затем укажите, что вас интересует «Удаленная работа» и «Качество поиска»:
Дальше появятся предложенные вакансии (в нашем случае, их четыре):
Выбираем подходящую. Например, асессор со знанием узбекского языка:
Но чтобы устроиться на работу, одной заявки недостаточно. Вам предложат пройти специальный тест на определения знаний. На его прохождение дается ограниченное количество попыток, поэтому подойдите к этому вопросу ответственно. Первый этап простой, достаточно заполнить анкету и согласится на обработку персональных данных:
Вот примеры нескольких вопросов:
Они оценивают на логику и внимательность кандидата. Поэтому перечитывайте вопросы не торопясь, вникая в их суть.
Если вы успешно справитесь с первым тестом, то придет сообщение с предложением пройти последнее тестирование в песочнице. Здесь задания будут сложнее:
- Языковый текст. Оценка знаний узбекского языка.
- Анализ и оценка двух сайтов на релевантность поисковому запросу. Ориентируйтесь на выданную инструкцию. Пунктов для сравнения может быть больше 300.
- Целедостижение. На этом этапе нужно оценить насколько отвечает страница поисковому запросу. Здесь тоже нужно придерживаться инструкции. Число оценок — около 200.
Если вы справитесь, то вам придет письмо с поздравлением и предложением присоединится к команде асессоров. Для этого нужно заполнить анкету. После ее проверки, с вами свяжется координатор от компании «Анкор» с подробной информации о ваших обязанностях и особенностях работы.
Для выполнения задач вам потребуется «Яндекс.Браузер» специальной сборки. Авторизация проходит по доступу, который будет отправлен вам на телефон.
На этом этапе будьте готовы к еще одному испытанию — пулы обучающих заданий. Это завершающий этап, который включает:
- NDA. Подписываете договор о неразглашении конфиденциальной информации (по этой причине в сети так мало написано об этой профессии).
- Мобильные устройства. Анализ удобства мобильных версий сайтов.
- Десктоп. Оценка того, насколько хорошо сайт решает проблемы посетителя.
После того как вы пройдите финальный этап (все ваши ответы будут проверяться), вам будет присвоен рейтинг, от которого зависит ценовая категория задач.
Сколько зарабатывает асессор
Яндекс оплачивает работу тестировщика по следующему принципу: оплата производится за объем и количество базовых оценок (БО).
Оплата одной базовой оценки (БО) составляет в районе двух рублей. Но есть и простые задачи, которые оцениваются как 0,5 БО. Например, сравнение картинок. Если выполнить 10 таких задач, то вы получите 5 БО (по 0,5 БО за 1 задачу). Задачи на релевантность оцениваются выше: 1 задача — 1 БО.
При расчете на полноценный рабочий день в 8 часов, зарплата асессора в месяц будет составлять около 20 000 рублей. Преимущество этой должности в том, что вы сами можете задавать себе удобный график.
Требования, по которым асессоры оценивают сайты, помогают сформировать наиболее релевантную выдачу. Чтобы занимать высокие позиции, при продвижении ресурсов владельцам сайтов нужно понравиться не только поисковым роботам, но и тестировщикам, которые будут оценивать их ресурс.
Специальные инструкции Google для рейтеров
Да, большинство из нас, кто делает контентные проекты в рунете, затачивают их прежде всего под Яндекс. И в этом нет ничего плохого. В конце концов, Яндекс крепко удерживает свои позиции как самый популярный поисковик в России.
Но не Яшей же единой живы!
Кто-то считает Google более разборчивым к сайтам, кто-то — наоборот — индексируется все подряд и попасть в топы легче.
Так как же оно все-таки работает?
А именно — как специально обученные люди — рейтеры (от англ. raters) или оценщики — оценивают качество тех или иных страниц?
Да! Представьте себе, некоторые моменты очень спорны и не могут быть автоматизированы.
И если вы не знаете, как устроена выдача, ранжирование и оценка спамности страниц в Гугле, вы не можете эффективно продвигать в нем сайты. А это, в свою очередь, негативно сказывается на посещаемости из этого поисковика. А про упущенные доходы и говорить нечего.
Кто вам может рассказать только правду о всей подноготной выдачи Гугла?
Конечно же, сам Гугл!
Фундаментальная и разложенная по полочкам информация о выдаче, ранжировании и фильтрации спамных страниц в Google — или как рейтеры оценивают ваши страницы:
Как видите, дата инструкции — ноябрь 2012. Но даже сейчас эти инструкции актуальны, потому что в них фундаментальная информация для рейтеров (оценщиков).
Изучите на досуге.
А вы бы хотели устроиться работать асессором или рейтером? Поделитесь мнением в комментариях.