С чего всё начиналось
Начало двухтысячных для Рунета — период освоения информационного космоса. Можно было запустить проект практически на любую тему и стать первопроходцем. Именно тогда появились тематические блоги — прадедушки контентных сайтов. Их запускали энтузиасты с горящими глазами и жгучим желанием делиться знаниями. О деньгах речи не шло — всё делалось ради идеи и удовольствия. Но то, что начиналось как хобби, спустя десять лет превратилось в многомиллионную индустрию.
Виды контентных сайтов
Хомячок
Проект, созданный для самореализации автора. Тот самый прадедушка контентников, прямиком из прошлого. “Хомячок” — это всего лишь хобби. И относятся к нему соответствующе: над формой подачи особо не думают, а ключевые слова в тексте не используют.
Градация качества “хомячков” скачет от кошмарной до неплохой. Но для простоты восприятия поделим их на хорошие и плохие. Плохие “дарят” пользователям посредственные и неструктурированные материалы. Хорошие — оригинальные авторские тексты.
Манимейкер
Проект, созданный для заработка на рекламе — тизерах, офферах, РСЯ и Adsense и прочих методах. Работает по всем законам рынка: есть продукт — контент, есть аудитория — пользователи сайта, есть вложения — в контент, есть товарно-денежные отношения — пользователи потребляют контент, а рекламодатели оплачивают публикацию рекламных объявлений и клики.
Как и в любом другом бизнесе, контентные сайты бывают душевные и бездушные.
Душевные заботятся о пользователе: выверенный дизайн не отвлекает от сути и радует глаз, юзабилити грамотное, структура понятная, тексты разбиты на логичные части и наполнены картинками. Поэтому и аудитория у них живая — комментируют, общаются и даже ведут свои колонки. На контенте такие проекты не экономят и покупают 1000 символов за 30-50 рублей. А в качестве добавочной ценности прикручивают разные фишки: калькуляторы, видео, полезные ссылки и сервисы, информеры. На душевные сайты хочется возвращаться снова и снова.
Бездушные сайты — совершенно противоположная история. Их владельцы не видят дальше собственного носа. На выходе получается плохо скроенный, не решающий задачи пользователей продукт. Дизайн — для галочки, статьи — водянистые портянки без структуры, добавочной ценности нет. Главная ошибка подобных проектов — тотальная экономия. Например, контент за 7-20 рублей/1000 символов. А теперь представьте, что за материал можно получить за такую цену. Тем не менее, бездушным сайтам удаётся найти аудиторию (пусть и не постоянную) и занять определённую нишу рынка. К сожалению, их по-прежнему большинство. С другой стороны, любому душевному проекту на их фоне гораздо проще выделиться и отвоевать аудиторию.
Хобби или бизнес
Серьёзным становится то, к чему начинаешь относиться серьёзно. Создавая первый контентный проект с прицелом на заработок, вы проводите черту между хомячком и манимейкером: ваша цель — монетизировать усилия. Дальше есть два возможных сценария — уделять сайту 2-3 часа в день или с самого старта концентрировать на нём все усилия. Какой подходит именно вам, зависит от ситуации.
Для многих работа над первым контентным проектом — хобби, приносящее небольшой доход. Но если не забрасывать сайт, а продолжать развитие, шансы конвертировать хобби в бизнес возрастут. И тогда у вас появится уже не один-два, а пять или десять контентных проектов.
Есть и обратная сторона: можно бодро начать, но быстро сдуться. В результате вместо пышущего здоровьем сайта получается живой труп, который и бизнесом-то назвать сложно и на хобби уже не тянет.
Другой момент — уровень монетизации. Многие не воспринимают контентные проекты всерьёз до тех пор, пока они не начинают приносить ощутимую прибыль. Но чтобы это произошло — нужно начать относиться серьёзно уже сейчас! Замкнутый круг? Да, поэтому здесь отлично работает правило: “Нормально делай — нормально будет”.
Некоторые веб-мастера дорастают до того, что снимают офис, нанимают сотрудников и открывают ИП. А накопленный в процессе опыт можно конвертировать во что угодно, например, в новое бизнес-ответвление.
Постскриптум
Большинство сайтов живут в состоянии “хомячков” и бездушных манимейкеров. Это удручает, но в тоже время воодушевляет. Если вокруг всё плохо, то можно и нужно делать хорошо — есть к чему стремится. Именно стремление сделать из заурядного информационника душевный сайт для людей и превращает хобби в серьёзный бизнес с высоким доходом.