Иногда складывается впечатление, что у Яндекса есть собственный Капитан Коломбо, который идет по следам тех, кто нечестным образом пробирается в ТОП поисковой системы. Что делать, если поисковый «детектив» поймал вас на горячем, почему наложен фильтр «Переспам Яндекс» и как исправить положение?
Что такое переспам Яндекс?
Это повтор одного слова или же целой фразы в текстах документа. Причем любой элемент может быть переспамленный — от заголовков до статей. Если ваш сайт попал под текстовый фильтр Яндекса — пора пришла кардинально менять проект. Главное — правильно определить причину наложения санкции и с гордо поднятой головой и возросшими позициями выйти из ситуации.
Зачем накладываются текстовые фильтры? Представители Yandex не единожды отмечали, что с оптимизаторами не ведется целенаправленной борьбы. При этом они уточнили, что есть «оптимизация», а есть «псевдооптимизация», которую и пытаются победить, искоренить и максимально ограничить.
Основные фильтры Яндекса
Есть как минимум 7 текстовых фильтров Yandex, которые уже достаточно изучены SEO-оптимизаторами:
- Переспам-фильтр — в SEO-кругах его еще называют «портяночный «-20». У него не было официального анонса, но на форуме SearchEngines в свое время он вызвал ого-го какую дискуссию на 155 страниц.
- Фильтр Переоптимизация — его официально представили осенью 2011 года, но заработал он немного позже.
- «Новый» текстовый фильтр Яндекса — опаснейший фильтр, из-за которого можно полностью потерять позиции в Яндексе.
- Баден-Баден — алгоритм с романтичным названием является запросозависимым. Его основное направление — снижение в выдаче переоптимизированных страниц. «Баден» оценивает полностью весь контент документа, включая все текстовое содержимое.
- Повторяющийся контент — если в Google он вызывает резкое проседание, то в Yandex действует плавно. Иногда срабатывает в случае наличия гео-папок, сквозных текстовых блоков и прочих элементов.
- Фильтр за неуникальные статьи.
- Фильтр за контент «18+».
Последние фильтры нечастые «гости» на сайтах, а вот первые два — то, что нас интересует.
Признаки и отличия фильтров Переспам и Переоптимизация
Определить тип фильтра не так и сложно. Есть достаточно четкие признаки по каждому из них:
Переспам
- Продвигаемый запрос стремительно просел на 15-35 пунктов. Также, в выдаче могла смениться релевантная страница, но старая до сих пор индексируется.
- Если немного изменить запрос, позиции сайта резко восстанавливаются.
- По некоторым запросам, ведущим на документ, позиции остаются вполне утешительными — поступает неплохой трафик с Яндекса, но по главному запросу позиция упала.
Переоптимизация
- Резко просела вся группа запросов, которые продвигаются на весь документ. Позиции падают всего на 5-20 пунктов. Релевантная страница в выдаче могла смениться всего на несколько запросов, при этом сама страница по-прежнему индексируется.
- Если немного подкорректировать запросы (например, изменить окончания слов), позиции сайта особо не меняются.
- Трафик на документ просел основательно — ушел в самый низ первой страницы или вообще «уехал» на 2, а то и 3 страницу выдачи, выпав из ТОП-10 (зависит от исходной позиции в рейтинге).
Как провести проверку и выйти из-под фильтров?
При фильтре «Переспам», нужно проверить следующее:
- Определяем, какая страница ранжируется в общем поиске по запросу.
- Проверяем, какая страница ранжируется по этому запросу на сайте.
- Если в общей выдаче совсем не та страница, что в поиске по сайту, то, скорее всего, последняя страница отфильтрована.
Чтобы 100% убедиться в точности постановки «диагноза», также наблюдаем за такими моментами:
- Если немного модифицировать продвигаемый запрос с исходного, например, вместо [купить стиральную машину] ставим [куплю стиральную машину], позиции сайта резко улучшаются.
- Прочие запросы, ведущие на документ, остаются на уверенных позициях.
- Обращаемся в техподдержку Яндекса.
Чтобы снять фильтр, проводим «лечение»:
- Сокращаем число точных вхождений — иногда достаточно просто поменять окончания слов.
- Укорачиваем текст. Если он достаточно важный, и не хотим его терять, скрываем нижнюю часть тегом noindex.
- Снимаем часть входящих ссылок — те, которые откровенно спамные с «чистыми» запросами. Можно вместо них использовать безанкорные ссылки или анкорные, но разбавленные.
- Добавляем в текст уникальные фото и картинки, видеоролики и таблицы, если это будет уместным для его тематики и стилистики.
Чтобы выйти из-под фильтра Переоптимизация, работаем по «рецепту» рерайта текста:
- Укорачиваем текст — нужно избавиться минимум от 15-20% от общего объема документа.
- Понижаем объем точных вхождений и в заголовках H1-H6. Чтобы не оплошать, ориентируемся на сайты конкурентов.
- Убираем избыток различных выделений при помощи тегов b, strong, em, i.
- Заменяем слова синонимами, используем простые фразы.
Повышаем наглядность текста при помощи видео и фотоиллюстраций.
Важно! Не забывайте после трансформации текста, проверить его на уникальность, чтобы не попасть в другой алгоритм фильтрации. Для этого рекомендуем использовать популярные онлайн-платформы или специальный софт.
Если вы еще не столкнулись с санкциями, но хотите заранее их избежать, в качестве профилактики, пользуйтесь тремя важными рекомендациями:
- Укоротите длину Title и снизьте объем ключевых слов и фраз в нем.
- Вписывайте ключевые слова равномерно по тексту, но сбивайте их в «кучу» в одном абзаце.
- Не забывайте вписывать главное ключевое слово в первый абзац, а лучше — в первое предложение текста.
Заключение
В любом случае, как бы не навредил сайту фильтр, найдите в этом хорошие моменты. Если ресурс попал под санкции — это отличный повод обойти конкурентов и показать им, на что вы способны. Начните с работой над текстами и строгим отбором специалистов, которые их пишут.
Сделайте сайт, удобный и понятный людям — напишите для них хорошие, подробные тексты, не забросанные ключевыми словами, от которых рябит в глазах. Улучшайте сайт, и тогда даже Коломбо не подкопается, а пройдет мимо, махнув подолом своего знаменитого плаща.