Релевантность — это тематическое соответствие сайта или его отдельных страниц тем запросам, по которым они продвигаются в поисковых системах.
Релевантность определяют поисковики, так как их главная задача — обеспечить качество выдачи. То есть предоставить пользователям максимально подробные ответы на их запросы. Например, если пользователя интересует покупка мультиварки, то поисковик формирует выдачу из интернет-магазинов, где ее можно заказать. Если же юзер ищет критерии выбора этого кухонного устройства, то он получит другую выдачу — информационные статьи с советами.
Вебмастера воспринимают это понятие со своей точки зрения. Для них, релевантность — это наличие ключевых слов, прописанных в тексте.
Как повысить релевантность сайта
Яндекс и Google оставляют засекреченными алгоритмы ранжирования, чтобы владельцы сайтов не могли на них никак повлиять. Но благодаря накопленному опыту вебмастеров можно выделить основные показатели, влияющие на релевантность документов:
- оформление текста;
- академическая и классическая тошнота (до 5% и до 9%, соответственно);
- правильное заполнение мета-тегов Title и Description;
- вхождение ключей в заголовки.
Первое, что влияет на релевантность — наличие ключевых слов в тексте и мета-тегах Title и Description. Например, если вам нужно продвинуться по ключу «как очистить аквариум», то эта фраза обязательно должна присутствовать в тегах и в тексте. Хорошо, если она будет встречаться несколько раз и в разных словоформах. При этом нужно избегать переспама и максимально подробно раскрыть тему, чтобы у пользователя не осталось вопросов.
Формула релевантности никому не известна, и наличие одних ключевых слов для выхода страницы в ТОП-10 недостаточно. Если вы будете злоупотреблять ключами, то документ попадет под фильтр. Если таких страниц окажется много, пострадает весь ресурс.
Уделите заполнению Title и H1 максимум внимания. Укажите в них основные ключевые слова, чтобы поисковая система могла понять, о чем эта страница и по каким ключевым словам она должна участвовать в поиске.
Внимание! Релевантность рассчитывается исходя из анализа поисковыми роботами текста на страницах. Если ботам не понравится документ, то вывести его в ТОП будет сложно даже с помощью закупки ссылок. Поэтому на первом месте должно всегда стоять качество продвижения.
Как рассчитать релевантность документа по формуле
Многие вебмастера при расчете релевантности используют следующую формулу:
R=PRx(T+L), где
R — релевантность документа;
PR — внешние факторы, влияющие на показатель релевантности;
T — внутренние факторы релевантности (качество текста);
L — ссылочная релевантность (наличие тематических внешних ссылок на страницу).
Конечно, такая формула примитивная и точно рассчитать релевантность невозможно. Но в этом уравнении участвуют самые значимые факторы, которые влияют на ранжирование документа в поисковой выдаче.
Также рассчитать релевантность сайта или страницы можно с помощью специализированных сервисов. Например, схожую формулу предлагает Megaindex. На основе онлайн-анализа документа, вы поймете, какие показатели на странице лучше подтянуть: добавить или уменьшить плотность ключевых слов и так далее.
В расчете учитывают следующие характеристики:
- объем документа в символах или словах;
- количество прямых и разбавленных вхождений ключа;
- наличие ключа в тегах;
- морфологические вхождения ключевой фразы в рамках пассажа.
Зная, что такое релевантность и как ее улучшить, владелец сайта сможет сэкономить на SEO-продвижении. Сегодня для поисковых систем значимость качества страницы важнее, чем ее ссылочная масса.
А как вы оцениваете релевантность страниц? Поделитесь опытом в комментариях.