Юзабилити — это простота и удобство использования сайта. Кажется, всё предельно просто. Но на деле это большая дисциплина. Можете выдохнуть: вебмастеру не обязательно быть специалистом по юзабилти, чтобы запустить и развивать сайт — в бесплатных CMS интерфейс продуман изначально. Но знать базовые принципы полезно, а если собираетесь запустить проект с уникальным, нешаблонным дизайном — необходимо.
Из чего сделано юзабилити
Юзабилити нельзя обсуждать в отрыве от дизайна и функционала.
Дизайн
Не просто графическая форма. Дизайн — это функция каждого элемента и сайта в целом. Если сайт и его элементы решают задачу (например, позволяют быстро понять, чему посвящён проект и как искать материалы) — дизайн хороший. Если нет — плохой.
Дизайном может быть не только графика, но и текст. Каждая ссылка, кнопка или строка меню должна быть однозначной и простой. Ключ ко всему — интуитивность. Пользователь не должен предполагать, что произойдёт при клике на тот или иной элемент, он должен точно знать ответ на интуитивном уровне.
Функциональность
Карта действий, которые пользователь может совершить на сайте. Комментарии, форум, навигация по разделам, сервисы, социальная активность, поиск, рейтинг статей, голосование — всё это функции. Как и дизайн, функционал имеет задачи. На хорошем сайте функции помогают пользователям. Если они бесполезны — задача не выполнена.
Юзабилити — это когда удобно пользоваться функционалом и всеми “плюшками” сайта.
Базовые принципы хорошего юзабилити
Минимализм
Мы можем держать в краткосрочной памяти не более девяти сущностей (большинство — вообще пять). Поэтому сокращайте всё, что можно сократить: пункты навигации, графические и текстовые элементы. Если в вашем меню и навигации черт ногу сломит — объедините пункты, создав подменю.
Скорость
Отклик сайта — не более двух секунд. Пользователи не любят ждать, особенно в век восьмиядерных смартфонов и LTE-интернета. Исключите всё, что может замедлить сайт. Скорость загрузки страниц можно проверить гугловским инструментом PageSpeed Insights.
3 клика
Никто не любит копаться в разделах в поисках нужного текста. Сделайте так, чтобы пользователь мог попасть на любую страницу в три клика. Это полезно не только с точки зрения юзабилити, но и с точки зрения индексации.
3 вопроса, которые не должны возникать у пользователя
Это вообще про что
Посетители не запутаются, если в шапке или на первом экране будет однозначный заголовок.
“Сайт для беременных и молодых мам”
Для закрепления результата дополните заголовок тематической картинкой.
Что где находится
Группируйте темы по разделам и правильно их называйте — просто и доступно.
Ниша “беременность”
Навигация — по триместрам:
— 1 триместр
- 1 неделя
…….
- 14 неделя
— 2триместр
- 15 неделя
…….
- 26 неделя
— 3 триместр
- 27 неделя
…….
- 40 неделя
— Перенашивание
- 41 неделя
- 42 неделя
Как пользоваться
От этого вопроса пользователей оградит минимизация элементов. Не перебарщивайте с блокам, рубриками и разделами и подобных тем не возникнет.
Чек-лист хорошего юзабилити
Удобная и понятная навигация
Навигацию продумывают ещё на этапе планирования структуры сайта. Лучше на берегу определиться, какой она будет — только по рубрикам или ещё по меткам (тегам).
Ниша “болезни и диагнозы”
По рубрикам: части тела
По тегам: симптомы
Пользователь должен легко находить нужную статью или раздел.
Оформление страниц и текстов
Мелочей в вопросе оформления не бывает. Все детали важны: цвета, размер и форма блоков, заголовки, картинки, шрифт, кегль. Остановимся на паре моментов.
- Шрифт. Выбирайте легкочитаемые шрифты без засечек.
- Подзаголовки. Крупные подзаголовки, как маркеры — отлично делят текст визуально.
- Картинки. Выбирайте качественные изображения по теме, но старайтесь не ударяться в банальность. Подписи к картинкам не просто констатируют, что на них изображено, а дают дополнительную полезную информацию.
- Цвета. Сочетаемость цветов — не просто дело вкуса. Цветовая гамма сайта должна соответствовать тематике и не отпугивать целевую аудиторию. Боже упаси сделать розовый сайт про стройку или черный про беременность и роды.
Удобная система комментирования
Обмен мнениями и получение обратной связи — важные функции контентного сайта. Но в бесплатных CMS системы комментирования не очень удобные — уж слишком много лишних полей заполнять.
Решение простое — установить плагин (Disqus или Cackle) или написать свою собственную систему комментирования.
Лайки и репосты
У 95% пользователей информационников есть аккаунты в социальных сетях. Поэтому было бы глупо не интегрировать социальные функции. Если юзабилити в порядке, а контент хороший — им захотят поделиться в социалках. Предусмотрите кнопки шаринга и возможность поставить лайк.
Улучшайте свой сайт
Ответьте себе честно, хочется ли лично вам читать свой сайт? Что бы хотели улучшить? Сайт — детище, но наверняка вы не считаете его идеальным. Выпишите недостатки по пунктам и постарайтесь найти пути решения проблем.
Спасибо тебе