Вадим Захаров — владелец и руководитель компаний «Захаров
Групп» и «Семантика.Онлайн». Его конёк — составление семантических ядер для информационных сайтов. Мы поговорили с Вадимом об ошибках в технических заданиях, поисках семантика-профессионала в команду и многом другом.
Команда Пузат.ру: Привет, Вадим! Мы знаем тебя как основателя сервиса для составления семантических ядер. Расскажи, как тебе в голову пришла такая идея?
Вадим Захаров: Давным-давно, в далёкой-далёкой… Шучу.
Но на самом деле эта идея пришла ещё задолго до знакомства с Романом и проектом Пузат.ру. Так случилось, что в один момент жизни я остался практически без денег, и нужно было срочно что-то придумать, чтобы снова встать на ноги. В тот момент я путешествовал по Европе, и где-то между Чехией и Германией в череде долгих раздумий мне пришла мысль, что нужно снова открыть веб-студию (был в прошлом относительно неудачный опыт, я об этом даже писал однажды, можно почитать здесь), но в этот раз все сделать по уму.
Я понимал, что нужно сконцентрироваться на каком-нибудь одном направлении, и развивать именно его. Так уж сложилось, что рынок семантики был относительно свободен, и я решил двинуться в эту сторону. Это был долгий и интересный путь.
Уже потом, одним холодным вечером во время пробежки, я думал, где же взять ещё больше объёма, и вспомнил про Романа. Сначала меня мучали страхи и сомнения, ведь никто из коллег по цеху с ним не сотрудничал, что уже давало пищу для размышлений. Но потом я решил для себя, что скорее всего это просто синдром очень красивой девушки (ну, знаете, настолько красивой, что все думают, что она вас отвергнет, и в итоге с ней вообще никто не знакомится 🙂 И написал Роману. Это была глубокая ночь, он, наверное, уже спал, а я вот в тот день уснуть уже не смог. После обеда он ответил, и начался новый длинный путь, но это уже совсем другая история.
Пузат.ру: Согласен ли ты с тем, что от того, как заказчик сформирует ТЗ, будет зависеть результат вашей работы? Перечисли основные ошибки, которые делает заказчик при написании брифа.
Вадим: От точности и полноты брифа во многом зависит то, что вы хотите получить на выходе. Лучше потратить лишние 5 минут и проработать его как следует, особенно если у вас ограничен бюджет. При этом неважно, какое ядро вы заказываете, коммерческое или информационное.
Вот советы, которые я могу дать:
- Точно определитесь с тематикой. Не стоит брать слишком широкую тематику, особенно если бюджет ограничен. Например, некоторые пишут просто «мода» или «женская тематика». Это обширные тематики. Они поставят в тупик и менеджера, который принимает заказ, и исполнителя, и придётся тратить время на уточнение этого момента, поэтому лучше заранее определитесь с разделом, с которого вы хотите начать писать свой сайт.
- Не стоит заказывать определенное количество ключей, лучше закажите логически законченный раздел. Разумеется, у всех ограниченный бюджет и хочется как-то сэкономить, но лучше не заказывать определённое количество слов или статей, а заказать сбор целиком какой-нибудь узкой категории или подкатегории. Это правильно и с точки зрения продвижения. Получается, что мы целиком раскрываем семантику по одному вопросу, и наш сайт начинает отвечать на всевозможные вопросы пользователя по этой теме, плюс будет релевантная перелинковка. Да ещё и в дальнейшем будет проще продолжать работу, так как потом не нужно будет проводить анализ и искать, какого пласта запросов не хватает. Лучше уж один раз сделать хорошее и полное ядро, чем потом искать пробелы и переписывать статьи. Это же правило работает и для тех, кто хочет «ухватить всего понемногу». Например, дают хорошую и проработанную структуру по тематике «кондитерские изделия» и просят набрать 5000 ключей, пройдясь по каждой подкатегории. В итоге получаем много не до конца раскрытых статей и двойную работу, так как потом придётся собирать все заново, чтобы понять в каких местах пробелы. А это опять лишнее время, лишние деньги.
- Заполняйте бриф внимательно и чётко. Да, звучит очень банально, но иногда проскальзывают моменты, которые приходится уточнять, что опять крадёт время и у вас, и у исполнителя. Конечно, если команда исполнителей уже опытная, то они так или иначе добьются правды и уточнят все спорные моменты, но, как я уже говорил, будет потерян такой ценный ресурс как время. Сбор семантики и так процесс далеко не быстрый.
Еще я уже однажды писал статью на этот счет, вот тут. Думаю, будет полезно.
Пузат.ру: Представь, что вебмастер хочет взять семантика в свою команду. У тебя же в этом огромный опыт. Расскажи, на что стоит обратить внимание при выборе соискателя? Можно ли найти опытного семантика или придётся «выращивать» его самостоятельно?
Вадим: Хороший вопрос. Вообще в любой нише, связанной с интернет-маркетингом, очень остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров, а уж про такую узкоспециализированную нишу как семантика я вообще молчу. Мы давно смирились с тем, что найти готового семантиста (ну или семантика, если вам так больше нравится) невозможно, особенно для работы с информационными ядрами. Поэтому мы растим сами, у нас есть готовая программа обучения.
Профессия очень специфическая, поэтому здесь нужны совершенно другие критерии. Человек должен уметь хорошо концентрироваться, погружаться, строить причинно-следственные связи и долго выполнять очень монотонную работу. Стандартные требования, например, коммуникабельность, здесь не особо нужны.
Пузат.ру: Коснёмся темы команды. Расскажи, сколько у тебя сейчас трудится человек? Какие принципы ты используешь при построении команды? Как удается создавать дружный и сплоченный коллектив?
Вадим: Суммарно чуть больше 30 человек. Сейчас активно расширяемся, так как работы очень и очень много (кто-то из заказчиков даёт сразу по 100 ядер в работу, кто-то даёт сразу план на год и т.д). Текучки, кстати, почти нет, так как для города у нас ОЧЕНЬ хорошие условия. Весь основной костяк команды работает с самого основания. Кого-то, конечно же, увольняем, так как не все люди могут выполнять эту работу.
Сам коллектив разделён на отделы (по кабинетам) и регулируется менеджментом. Есть управляющий, который руководит всей операционной деятельностью, есть линейные, которые руководят кабинетами, и есть человек, который отдельно следит за дисциплиной (опоздания, всякие мероприятия и т.д.). И есть я, который занимается стратегическим развитием и VIP-клиентами. Также я решаю острые вопросы, если они возникают.
Все сотрудники молодые, поэтому проблем со сплоченностью нет. Ну и, разумеется, мы проводим совместные мероприятия, корпоративы, плюс ребята сами себя развлекают после работы. Придумывают всякие челленджи, потом снимают по ним ролики и т.д.
Пузат.ру: Как ты считаешь, какие основные ошибки при выстраивании команды делает вебмастер?
Вадим: Я считаю, что главная ошибка — это боязнь/нежелание делегировать, страхи вроде «никто лучше меня не сделает». Моё мнение — всё нужно делегировать по максимуму. Без этого просто невозможен рост.
Например, по сайтам у меня был застой, потому что мне очень не нравилось искать копирайтеров (их нужно найти, дать тестовое задание, проверить его и т.д.). В один момент по совету Романа я выписал все свои сильные и слабые стороны в этом деле, и понял, что нужно нанимать HR. Сказано — сделано. С того момента мы разогнались по статьям в три раза, и это только начало. И это работает практически в любом деле.
Пузат.ру: Сложно ли новичку разобраться в семантике, если он начинает свой путь в информационных сайтах с нуля?
Вадим: Думаю да, так как нюансов масса, но стоит отметить, что сегодня уже много курсов по семантике, которые заметно облегчают жизнь новичкам.
Пузат.ру: Каких источников для сбора семантики по-честному достаточно? Может, просто КейКоллектора с парсингом Яндекса в 95% случаев хватает? Чтобы не заморачиваться теми источниками, которые в итоге дадут прирост в объема ядра всего лишь на 1-5%, а перелопатить их стоит немало времени/сил/денег.
Вадим: Я бы рекомендовал использовать связку Вордстат + Адвордс + Подсказки + Букварикс. Если есть возможность, то подключить еще поисковую видимость конкурентов (SpyWords или Keys.so). Эта связка позволяет охватить 90 — 95% ключей.
Читайте также: Как узнать семантическое ядро сайта конкурента.
Пузат.ру: Собираешь ли ты семантику для коммерческих сайтов? Расскажи, в чём отличие по сбору от информационных: в способах, трудностях, нюансах?
Вадим: Да, в команде собираем, но сейчас объём таких заказов ничтожно мал, поэтому я даже не беру его в расчёт.
При сборе коммерческого ядра прежде всего стоит вопрос лидогенерации, а не окупаемости статьи за счёт трафика, поэтому группа может содержать хоть один ключ, если это нужно. Частотка также имеет другие пороги, и может быть взята от 5 и ниже, при условии, что запрос высокомаржинальный.
Также сама кластеризация идёт совершенно по другому принципу. В коммерческих запросах конкуренция, как правило, гораздо выше, поэтому продвигаются они за счёт внешних факторов, да и вообще процесс совмещения интентов стоит особенно остро, следовательно, нужно использовать хардовую кластеризацию, а она делается совершенно иначе.
Читайте также: Чем отличаются кластеризация хард и софт.